Село Ламерье Крестецкого уезда Новгородской губернии

Главная

Православие

История

Фотоархив

Фотогалерея

О проекте

Гостевая книга


Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

9 июля - праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Церковь иконы Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица»

Православный календарь


Поиск по сайту


Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Ламерье построена в 1913 году по завещанию крестьянина села Ламерье Андрея Григорьевича Демидова.1

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

В народе ходили разговоры, что этот самый крестьянин разбойничал, грабил путников на дороге, но перед смертью раскаялся в своих деяниях и завещал нажитое неправедным делом на постройку храма. Но это, конечно же, только слухи.

Андрей Григорьевич Демидов был довольно-таки зажиточным крестьянином. В его собственности были земли в деревнях Китовской, Крестецкой и Рахинской волостей: Хмелевке (Сидельниково), Русской Болотнице, Колоколах, Ламерье. В общей сложности — более 700 десятин.

В деревнях хватало зажиточных крестьян. Если учесть, что храмы строили, что называется, "всем миром" — люди добровольно и безвозмездно принимали участие в строительстве, сдавали яйца и сметану для приготовления скрепляющего раствора —, то не очень то и дорого это стоило. Практически все материалы заготовляли непосредственно на месте строительства храма. На лошадях возили из леса брёвна, добывали глину, песок, известь, изготовляли кирпич.

колокольня

Производство кирпича для строительства Тихвинской церкви было налажено буквально в ста метрах от места постройки. Камни для фундамента тесали двое каменотёсов — отец и сын. Покрыта церковь была железом, окрашенным медянкою.

Изначально церковь была огорожена забором из деревянного штакетника с кирпичными столбами. Центральные ворота и задняя калитка были железными. Помимо самой церкви, на церковной усадебной земле были построены: деревянный дом для священно- и церковно-служителей, каменный одноэтажный дом для церковной сторожки и дровяник, два деревянных двора, навес для дров и баня.1

Почему-то считается, что церковь носит имя святителя Андрея, архиепископа Критского, автора Великого Покаянного Канона. Но это ошибочное мнение.

На самом же деле, в церкви было три престола: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери; второй, правый, — во имя Святителя и Чудотворца Николая и третий — во имя Святого преподобномученика Андрея Критского1, пострадавшего за иконы в VIII веке при императоре Константине V Копрониме.

По всей видимости строительство храма было приурочено к 300-летию дома Романовых. На это указывает не только год постройки, но и наименование одного из престолов.

лестница на колокольню

До сих пор день 9 июля в честь Тихвинской иконы Божией Матери отмечается как день деревни. В былые времена ещё отмечали день памяти Святого преподобномученика Андрея Критского 30 октября.

По штату при церкви полагались один священник и псаломщик.1

Согласно ведомости о Тихвинской церкви Крестецкого уезда села Ламерье за 1915 год значится штатный священник Иоанн Александрович Смирнов, 1883 г.р., сын священника. Псаломщик — Дмитрий Николаевич Троицкий, родился в 1877 году в семье псаломщика. Церковный староста села Ламерье — Василий Александров, утверждён в должности 8 ноября 1914 года.2

В 1916 году псаломщик Дмитрий Николаевич Троицкий уволен за штат и на его место назначен Иван Петрович Соколов, 22 января 1893 г.р., сын псаломщика.3

Притч содержался на личные средства. Кружечного дохода за 1915 год получено 478 рублей 80 копеек. Другим источником содержания притча было жалование за законоучительство. Священник получал 190 рублей, а псаломщик — 150 рублей.1

свод центрального купола

В приходе имелось два учебных заведения: Ламерское двухклассное земское училище и Усторонская земская школа. В них законоучительствовал священник. Псаломщик же преподавал Закон Божий в Оринецкой и Болошковской земских школах Локотского прихода.2

Согласно ведомости о приходе за 1915 год, подписанной священником Иоанном Смирновым и псаломщиком Дмитрием Троицким, к Ламерскому приходу, помимо села Ламерье, были приписаны 10 деревень: Федосовичи — в трёх верстах, Косой Бор — в трёх верстах, Теребени — в четырёх верстах, Усторонье — в трёх верстах, Буданово — в пяти верстах, Чавницы — в пяти верстах, Давыдовщина — в трёх верстах, Старково — в пяти верстах, Соломеевщина — в трёх верстах, Колокола — в четырёх верстах.4

двери центрального входа в храм

Во всех приписанных к приходу населённых пунктах проживало 1830 человек, из них раскольников федосеевского толка было 220 человек, остальные — православные. Причём, раскольники проживали только в трёх деревнях: Давыдовщина, Старково и Колокола.4

К Ламерской церкви были приписаны десять часовен в деревнях прихода.5

Ближайшими к Ламерью были церкви: Локотская — 7 вёрст, Еглинская, Яжелбицкая и Старо Рахинская — каждая в 15 верстах.5

Расстояние сей церкви от Консистории 120 вёрст, от местного благочинного в городе Крестцы в 28 верстах, от уездного города Крестцы в 28 верстах, от Окуловской станции 37 вёрст, Валдайской 33 версты, Любниц 25 вёрст; почтовый адрес церкви: Станция Окуловка Николаевской железной дороги Китовское волостное правление село Ламерье.5

В церкви числилось 59 книг для пользования церковным кругом, кроме того, в церковной библиотеке имелось 35 томов для чтения.6

Последним священником церкви Тихвинской иконы Божией Матери был отец Василий Григорьевич Георгиевский, 12 марта 1890 г.р., расстрелянный во время массовых репрессий 1937 г.

внутри храма

После закрытия храма в доме священника располагалась школа, в которой обучались дети из Давыдовщины, Соломеевщины, Ламерья, Федосович и Косого бора. Срок обучения составлял четыре года. Школа в последствие сгорела.

28 ноября 1944 года вышло постановление СНК СССР № 1325 "О порядке открытия церквей". Были предоставлены значительные права верующим и соответствующие полномочия местным органам власти и новообразованному Совету. На деле оказалось не всё так гладко. Местные власти всячески препятствовали открытию церквей. За первый год в Совет поступило около 6000 заявлений от верующих об открытии церквей. Удовлетворено было менее 500. Подано было заявление и верующими села Ламерье.

Письма писались и в Новгородский Облисполком, и в Московский Совет по делам Русской Православной Церкви, и Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию. В общей сложности переписка длилась в течение 5 лет. Крестецкий Райисполком был категорически против открытия церкви в селе Ламерье. К тому же Митрополит Ленинградский и Новгородский не поддержал верующих. Он считал достаточным открытие церкви Петра и Павла в Валдае, а церкви в Ламерье — преждевременным.

В результате, Новгородский Облисполком решением № 225 от 31 марта 1949 года отказал верующим об открытии церкви в деревне Ламерье Крестецкого района.

алтарная часть храма

В 1949 году настоятель кладбищенской церкви Петра и Павла в Валдае Иоанн Преображенский написал рапорт на имя Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, сменившего на этом посту Алексия, ставшего к тому времени Патриархом Московским и всея Руси, о передаче имущества Ламерской церкви в Валдайскую. Так иконостас и церковная утварь оказались в церкви Петра и Павла в Валдае.7 Часть икон разошлась по домам верующих. Книги были увезены в Новгород.

Рядом со стенами храма находится могила. Это место упокоения Порфирия Филологовича Прилежаева, бывшего настоятелем храма в начале 20-х годов ХХ-го столетия.

До постройки каменной церкви в Ламерье стояла часовня. Приговором сельского схода, Ламерского сельского общества  от 23 февраля 1915 г. был возбуждён вопрос о переносе деревянной часовни из села Ламерье на приходское кладбище, а икон во вновь построенный каменный храм, ввиду отсутствия необходимости в деревянной часовне в селе. По разрешению благочинного 3 округа Крестецкого уезда протоирея Александра Быстрова и строительного отделения Новгородского губернского правления так и поступили.8

Владимир Фролов

С благодарностью Екатерине Макаровой за помощь

Фото: Николай Марков и Анна Зубкова

1. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4013. Л. 417, 417об.

2. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4013. Л. 419об., 420об.

3. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4013. Л. 421

4. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4013. Л. 423

5. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4013. Л. 418

6. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4013. Л. 418 об.

7. ГАНО. Ф. Р-4110. Оп. 1. Д. 14 Л. 1-39

8. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4189. Л. 1-6


 
Besucherzahler russian dating service
счетчик посещений

© 2008- Владимир Фролов

Hosted by uCoz