Село Ламерье Крестецкого уезда Новгородской губернии

Главная

Православие

История

Фотоархив

Фотогалерея

О проекте

Гостевая книга


Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

9 июля - праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Церковь иконы Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица»

Православный календарь


Поиск по сайту


9 июля — праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Вся история России воистину прошла под сенью великих икон, чтимых народом. Многие чудотворные иконы стали свидетелями и даже участниками важнейших исторических перемен в судьбах России.

По преданию, одна из них была та, которую мы знаем как «Тихвинскую икону Божией Матери», появление которой в 1383 году на реке Тихвинке определило предназначение этого места, как будущего духовного центра. Грустно смотрит с иконы лик Владычицы Небесной, проникая в душу каждого человека и трогая её до слёз. Если Христос – Бог, ставший человеком, то Богоматерь – земной человек, через которого Бог воплотился. Икона Христа и Богоматери несёт в себе свидетельство о встрече божественного и человеческого, небесного и земного.

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке ее из Иерусалима перенесли в Константинополь, где был специально для этого построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, эта святая икона неожиданно для всех исчезла из храма и явилась над водами Ладожского озера в чудном сиянии. Затем, таинственно переходя с места на место по воздуху, она начала свое путешествие по России. В каждом месте ее чудесного явления в честь нее строились храмы, но святая икона продолжала свое движение дальше, пока не остановилась близ города Тихвина. Здесь, на месте ее нового явления, был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В начале XVI века деревянный храм по указу Великого князя Василия III был заменен пятиглавым каменным, по образу Успенского собора Московского Кремля. Это было свидетельством особого почитания иконы, которая своим происхождением и обретением связывала Русь со вселенским Православием.

В 1547 году Великий князь Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на Царство совершил паломничество к «Пречистой на Тихвине». Спустя некоторое время, в 1560 году, по его повелению при храме возникает Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Главной его святыней стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Она прославилась здесь множеством чудес.

Так, например, когда в 1613-1614 годах шведские войска захватили Новгород и неоднократно пытались разрушить обитель, Божия Матерь сама встала на ее защиту. Незначительные по числу иноки монастыря долгое время успешно отражали атаки превосходившего их по численности противника. При этом в решительные моменты боя наступающим шведам часто представлялась то многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они неожиданно обращались в бегство.

После окончания войны в монастырь прибыли царские послы. По их просьбе был изготовлен список с чудотворной иконы, перед которым 10 февраля 1617 года в деревне Столбово и был заключен мир со шведами. Впоследствии этот список был принесен сначала в Москву, в Успенский собор, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

С этого времени началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной многими чудотворениями и помощью в одолении врагов предстательством Богородицы.

С началом XX столетия наступили смутные времена безбожия и революционных потрясений. Большевистский переворот в октябре 1917 года явился началом гонения на Церковь, закрытия и разорения храмов и монастырей, изъятия церковных ценностей. В 20-е годы Тихвинский монастырь был разорен и закрыт, а чудотворный образ перенесен в один из уцелевших приходских храмов города, где он и пребывал до самого начала Великой Отечественной войны. Город Тихвин был захвачен фашистами 8 ноября 1941 года, но через месяц был освобожден. Тем не менее фашистам хватило одного месяца, чтобы полностью разрушить и разграбить город. Вместе с многочисленными образами из монастыря была похищена и Тихвинская икона Божией Матери. В марте 1942 года вместе с военными трофеями она была вывезена немцами в оккупированный Псков. Но и здесь, эта великая святыня поддерживала и вдохновляла измученных военными невзгодами людей. Царица Небесная как бы сама показывала, что не оставила русский народ, а продолжает являть ему свою заботу и милость. Именно здесь в Пскове, Тихвинская икона стала почитаться «покровительницей беженцев».

4 марта 1944 года, отступающие немецкие войска перевезли чудотворный образ в Ригу. Здесь ее принял на свое попечение епископ Рижский Иоанн Гарклавс - усердный, смиренный и преданный Церкви священнослужитель, покинувший город с отступающими немецкими войсками.

Помогал отцу Иоанну оберегать икону его помощник – 16 летний подросток Сергей Кожевников, принявший его мирскую фамилию и ставший Сергием Гарклавсом, впоследствии протиереем Американской Православной церкви. Вскоре святыня продолжила свой долгий путь через Польшу и Германию в США, оказавшись на чужбине. С 1949 года она находилась в Троицком соборе города Чикаго. До самой кончины в 1982 году владыка Иоанн не оставлял заботу о чудотворном образе, свято веря, что закончится духовное пленение России, очнется наш народ и придет с покаянием к порушенным и оскверненным некогда храмам. Перед своей смертью он завещал вернуть икону в Россию, «когда возродится Тихвинская обитель и страна воспрянет свободной от коммунизма». Продолжателем дела Иоанна и последующим хранителем святыни стала семья протоиерея Сергия Гарклавса.

Весной 1995 года Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, закрытый в 1924-м, был возвращен Русской Православной Церкви и в нем начались богослужения. Параллельно проходили грандиозные восстановительные и реставрационные работы. А в США в 2001 году состоялись первые переговоры с протоиереем Сергием о возвращении святыни в свой родной дом в Тихвине.

Спустя три года, состоялась встреча Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с американской делегацией. По просьбе Сергия Гарклавса первая остановка иконы после прилета из Америки была произведена в Риге, затем ее встречали в Москве, а дальше она отправилась сначала в Санкт-Петербург, а затем и в Тихвинский монастырь. Чудесное возвращение Тихвинской иконы Божией Матери на родную землю свершилось. В июне 2004 г., сначала в Москве, в Храме Христа Спасителя, а потом и в Санкт-Петербурге Икону встречали высшие представители государственной власти, деятели науки и культуры, десятки тысяч паломников со всех концов света. Мы все явились свидетелями величайшего события в истории России – возвращения Тихвинской Иконы Богородицы. Трудно переоценить значение этого возвращения. Этот древний чудотворный образ бесценен и как православная святыня и как культурное достояние. Икона является сокровищем. Подобных сейчас в России лишь три: Владимирская – пребывающая в Третьяковской галерее, Фёдоровская – из Соборного Храма Костромы и теперь – Тихвинская.


 
Besucherzahler russian dating service
счетчик посещений

© 2008- Владимир Фролов

Hosted by uCoz