Село Ламерье Крестецкого уезда Новгородской губернии

Главная

Православие

История

Фотоархив

Фотогалерея

О проекте

Гостевая книга



Поиск по сайту


АНДРЕЙ ТУТУНОВ: "Художники, оказывается, народ живучий..."

А.Тутунов. "Средневековый сон". 1980 г.
А.Тутунов. "Средневековый сон". 1980 г.

Почти пятьдесят лет своего творчества заслуженный художник России, действительный член РАХ Андрей Андреевич Тутунов отдал русской провинции. Свои первые о ней картины написал сразу же после окончания в 1954 году Института имени В.И.Сурикова. В то время он воспринимал сельскую глубинку романтически, восторженно и жизнерадостно даже в простых бытовых сценах. Но уже в 70-е годы живопись Тутунова меняет свой душевный настрой, свою цветовую гамму. Светлый, открытый взгляд сменяется смятением чувств, тяжелыми раздумьями - "Сполохи над Окой", "Пейзаж с расколотым небом", "Последняя весна (Виктор Попков)", "Гроза и сполохи", наконец, "Гроза над тверскими амбарами". Вообще гроза становится его любимой темой.

- Я хочу показать природу как грозную силу, несущую пожар, уничтожение, сметающую все живое на земле, - поясняет Тутунов. - Работая над этой картиной, вспоминал знаменитую "Грозу над Толедо" Эль Греко. Но моя "тверская гроза" - это трагедия нашего времени, нашей действительности.

Быть может, "грозовые" настроения и привели художника в конце 80-х годов к религиозным сюжетам.

Смена прежних идеалов и творческих вех была связана, вероятно, с каким-то душевным потрясением, прежде всего смертью любимой жены Ирины Шевандроновой, замечательной художницы, обаятельного, светлого человека. Именно в это время он создает большой цикл картин, посвященный Богородице. "Безмерная скорбь Богородицы над Россией, богоотступнической страной, и ее людьми, опьяненными сатанинским дурманом, вошла в мою душу и нашла воплощение в этих произведениях", - утверждал художник.

Именно в то переломное для него время я и пришел в мастерскую к Андрею Андреевичу и, откровенно, был потрясен столь разительными переменами в его творчестве. Передо мной был совершенно другой художник, не тот, которого я знал и почитал много лет. Из его новых картин, продиктованных искренней и страстной верой, больше похожих на иконы, ушло то, что составляло, на мой взгляд, смысл его искусства - любовь к нашей сельской стороне, к нашим "таким простым и грешным" людям, которым нужны понимание и участие, а не жесткие наставления. Исчез поэтический, вдохновенный пейзаж, исчезла прежняя привязанность к натуре, к реальной жизни с ее земными радостями, заботами и болью.

Прошло несколько лет - я снова пришел к Андрею Тутунову.

- Конечно, за последние годы я много написал картин на религиозные темы, - рассказывает Андрей Андреевич. - Но душа моя томилась по прежнему своему творчеству - по русской деревне, русской природе. И вот теперь я вновь поехал в Переславль-Залесский, где в 60-е годы был художественным руководителем на творческой даче имени Кардовского. Потом навестил старого друга в Верее и там поработал. А недавно мне посчастливилось купить деревянный дом в Новгородской области, в деревне со странным названием Ламерье. Там теперь я подолгу живу, много работаю с натуры.

Андрей Андреевич показывает свои последние работы. Переславль-Залесский, Верея, Крестцы, Валдай, Вышний Волочек. Сюжеты простые, бесхитростные, знакомые по картинам шестидесятых годов. Но каждый из них со своим неповторимым лицом, характером, своим отношением к окружающему миру. При всей внешней разности это собирательный образ русской провинции, еще не тронутой, не замутненной нынешней рыночной суетой и туристской приглаженностью.

Поэтому картины Тутунова такие добрые, умиротворенные, душевные. А какая в его пейзажах затаилась дивная тишина, звенящая, благоухающая полевыми цветами и травами! Но в этих картинах чувствуется рука не прежнего восторженного юноши, а вдумчивого мужа, умудренного большой и трудной жизнью.

- Вы сказали, что возвращаетесь к сюжетам пятидесятых - шестидесятых годов?...

- В какой-то степени. В искусстве возвращаться нельзя, не получится. За эти пятьдесят лет все изменилось - и страна, и люди, и я сам. Возвратиться же хочу в подходе к натуре, углубленной работе над ней, иному, быть может, ее освещению...

- Что Вы понимаете под "иным освещением"?

- Я теперь воспринимаю природу и Творца, как одно целое. Художник в своих произведениях должен не только познавать действительность, но славить Творца во всем многообразии мира и природы, им сотворенных. Когда я работаю, то проникаюсь какой-то пантеистической радостью. Для меня природа - это алтарь Бога. Писать природу - величайшее благо, наслаждение и удовлетворение. Но что получается на холсте, мне самому судить трудно. Может быть, еще и потому, что теперь рядом со мной нет верных друзей, к мнению которых я прислушивался, - моей жены Ирины, Николая Андронова, Виктора Попкова...

Но я продолжаю ту же линию традиционного реализма восприятия природы и ее выражения, которую продолжали и обогащали Коровин, Серов, Жуковский, Крымов, Бакшеев и многие другие замечательные русские художники. К сожалению, молодое поколение эту линию теряет или подменяет ее внешней реалистической похожестью, за которой четко просматривается коммерческая, рыночная подкладка. Правда, подчас эти подделки делаются весьма умело...

- Кстати, а Ваши работы покупают?

- Очень редко. Чаще всего они остаются в мастерской. Если раньше над нами довлел идеологический пресс, то сейчас - коммерческий, рыночный, не менее жесткий. Но художники, оказывается, народ очень живучий. Они продолжают работать и тогда, когда их искусство остается невостребованным государством, когда работы никто не покупает, когда они, похоже, никому не нужны.

Особенно трудно живется художникам в провинции, где вообще не существует никакого художественного рынка. Но на большие, республиканские выставки они привозят свои работы в Москву - подчас с неимоверными трудностями и за тысячи километров. Всем хочется показать свое творчество, поговорить об искусстве.

- Недавно Ваша выставка прошла в залах Российской академии художеств на Пречистенке...

- Да, совместно с работами моего старого друга Афанасия Осипова из Якутска. Выставка была приурочена к нашим 70-летиям. За эти работы я получил золотую медаль академии. Предполагаю в декабре представить новые картины на выставку, которая состоится в Центральном доме художника.

Евграф Кончин

Газета "Культура" - №42 (7349) - (17 - 23) октября 2002года


 
Besucherzahler russian dating service
счетчик посещений

© 2008- Владимир Фролов

Hosted by uCoz