Село Ламерье Крестецкого уезда Новгородской губернии

Главная

Православие

История

Фотоархив

Фотогалерея

О проекте

Гостевая книга



Поиск по сайту


Колокола - деревня русская

В стороне от цивилизации живут потомки крестецких староверов

Колокола манили к себе давно. Не раз и не два проезжая по трассе Москва-Петербург, видели мы скромную табличку на границе Валдайского и Крестецкого районов, указывающую куда-то в глубь густых лесов. Всего-то два километра отделяло нас от деревни со странным названием, но были эти малые километры очень большой преградой. И вот на днях мы решили все-таки отклониться от главного маршрута нашей командировки и свернули на плохо укатанную просёлочную дорогу...

Первая встреча

Встретить творческого человека, собрата по духу, в поездке всегда приятно. Но того, что первая встречная жительница Колоколов с ходу заговорит с нами... стихами, корреспонденты «НВ» все-таки не ожидали.

«Ой ты, Русь-красавица, широкая!» — заявила незнакомка, подразумевая, возможно, что не ожидала встретить столь приятных людей на занесённой снегом главной тропинке деревни.

И, сбегав в избу, быстренько притащила исписанные аккуратным почерком листочки — как оказалось, стихи, сочиненные её дедушкой, 89-летним Арефием Алексеевым. Чудачества в стихах не было, напротив, в них оказалась изложена подробнейшая история деревни. Посему мы скромно умолкаем и предоставляем на газетных страницах место этим правдивым строчкам:

Между Валдаем и Крестцами, почти на самой середине,

Основанная праотцами, стоит деревня и поныне.

Гонимые из прежних мест за верность христианской вере,

Здесь поселились староверы... Отвергнув церковь и попов,

А с ним и звон колоколов. Но по иронии судьбы

(Как того предки не желали!) деревне в тридцать три избы

«Колокола» названье дали... По той причине. В старину

Ивана Грозного отряды пошли на Новгород войной,

И новгородские посады своих сынов послали в бой.

А перед боем поснимали со всех церквей колокола

И в землю-матушку вкопали, чтоб та от ворога спасла.

Среди валдайских ровных сопок они закопаны тогда.

Произвести бы ряд раскопок, и их нашли бы без труда.

К словам поэта, как говорится, добавить нечего. С самим Арефием Ивановичем поговорить не удалось: он переехал жить в Санкт-Петербург, а таинственная незнакомка скрылась так же неожиданно, как и появилась. Так что подкреплённые знаниями по истории деревни, корреспонденты разбрелись по Колоколам в поисках историй жизни...

«По поводу, что по воду пошла...»

От деревенского колодца к нам навстречу шла молодая женщина с полнёхонькими вёдрами на коромысле. «Примета хорошая!» — обрадовались мы. У хозяйки вёдер, Елены Фёдоровой, судьба оказалась не такой безмятежной, как наши мысли...

Чтобы достать воду из колодца, Елене Фёдоровой нужно разбить слой льда лопатой

Наверное, людям, живущим в городах или крупных посёлках, трудно даже представить себе возможность такого одиночества. Ни в детстве Елены, ни в ранней юности рядом с нею не было ни одного сверстника. Сейчас в деревне всего девять жителей. Из них четверо — пенсионеры. Остальные односельчане по возрасту Лене в подруги и друзья тоже не годятся.

Как жить? Материально, духовно... Неизвестно, что огорчает Лену больше: отсутствие общения или отсутствие работы. О последнем рассказать проще.

Ходовая профессия Елены — штукатур-маляр, полученная в Крестецком СПТУ, оказалась невостребованной. Лена стояла три года на учёте в Крестцах как безработная.

«А на четвёртый год мы вас поставить на учёт уже не можем», — сказали Елене. И осталась она даже без тех 70—80 рублей, что получала как безработная ежемесячно.

Лена — хорошая работящая женщина, что называется, без вредных привычек. Отчего ей не найти работу, ответить сложно. Хотя, если не ходить далеко, а поинтересоваться судьбами её соседей — тех, кто на пенсию ещё не вышел, — картина складывается в общем-то одинаковая.

Живут огородами. И все-таки деньги нужны. Вспахать землю стоит 50 рублей за гектар. 700—900 рублей надо отдать за телегу дров. Раньше большинство сельчан (тогда жителями деревня была побогаче) работали в близлежащей деревне Новое Рахино: там был колхоз, скотный двор. Нынче колхоза нет, существует только в Новом Рахине небольшое крестьянское хозяйство. Попробовал податься туда на заработки один из жителей Колоколов. Походил лютой зимой каждый день туда и обратно по пять километров, позамерзал в течение дня на работе под открытым небом. Да и бросил это дело. А кто бы не бросил на его месте?

Так и живут. Коммерциализация общества, как ни странно, обернулась для не уехавших в город жителей Колоколов некоторым благом. По словам Елены Фёдоровой, появился в их краях некий предприниматель, «занимающийся лесом». Обеспечил какую-никакую работу. Старший брат Елены, например, делянки убирает. Сама она в небольших подсобных работах тоже задействована. И завела она первую живность в доме этой зимой. Не корову, конечно, да и на поросёнка тоже средств не хватило. А появились в доме два кролика. Маленькая пушистая радость.

Летом приедут из двух городов — Питера и Великого Новгорода — несколько Лениных подруг, чьи дачные домики всю зиму ждут их в Колоколах. И Лена ждёт — как далекого счастья. «Всё время кого-то жду...».

«Здесь поселились староверы»

Еще одна жительница Колоколов, Елизавета Павлова, тоже находится в постоянном ожидании своих детей и внуков. Большая и дружная её семья не раз уговаривала старушку перебраться поближе к цивилизации, а не сидеть в одиночестве в старом доме на самом краю деревни. Но она категорически обрывает эти разговоры, выпрашивая у родни еще годик вольной деревенской жизни.

Елизавету Лазаревну часто спрашивали: почему у неё такие библейские имя и отчество. Люди ведь не знают, что староверы живут по святцам

А скучать ей не приходится. Большой огород, куры, кролики требуют постоянной заботы. Вот и в январские лютые морозы пришлось покрутиться, чтобы уберечь урожай картошки. Не столько дом отапливала, сколько в закромах сидела. Укутывала овощ одеялами, грела большой подвал электрическими обогревателями. Спасла. Из всего хозяйства только один петух и пострадал — поморозил гребень.

Елизавета Лазаревна живёт в Колоколах почти 60 лет. Так получилось, что родители отдали её к родственникам в другую деревню, поэтому в отчий дом она вернулась уже взрослой девушкой. Но всё равно она прекрасно помнит рассказы местных стариков о традициях и устоях староверской деревни.

— У староверов ведь как было заведено, — говорит она, — на восьмой день ребёнку давали имя. По святцам. И спорить не моги, если твоего сына или дочку немодным именем окрестят. Мне ещё повезло, Елизаветой нарекли. А у нас был случай, когда младенца должны были назвать Онуфрием. Так мать на коленях вымолила изменить ему имя. Едва-едва ей разрешили наречь его Александром.

Устои Колоколов прослеживаются и в деревенских домах. Почитай, все избы деревни ставлены ещё дедами и прадедами. Вот и дом Елизаветы Лазаревны глядит на мир окнами уже много больше ста лет. Как ни странно, рубили его из осины:

— Наши предки знали, когда это сорное, в общем-то, дерево можно в хозяйстве использовать. И вот что странно, сколько живём, ни разу ни одного венца не поменяли! Не гниёт осинка.

Этой избушке больше 100 лет. Несмотря на свой неказистый вид, она простоит ещё столько же

Нынче, конечно, все правила и традиции староверской жизни подрастеряны и забыты. Да и настоящих последователей этой веры здесь уже не осталось. Так что чистую кружку воды вам предложат в любом доме. И даже самовар поставят, чтобы обогреть неожиданных гостей.

Впрочем, не всякий гость в Колоколах желанный. Настоящим бичом деревни стали заезжие грабители, которые промышляют по оставленным дачниками домам. Так, самые заметные хоромы в деревне, в которых проводят лето жители Санкт-Петербурга, за один месяц обнесли дважды. Сначала унесли инструменты и разную прочую мелочь, а потом приехали на машине и вывезли даже обстановку.

Так и живёт в стороне от больших дорог маленькая деревенька Колокола. Спят заметённые снегом старые дома. Только скрип колодезной цепи да лёгкие шаги по насту нет-нет нарушают её тишину. Но мы уже точно знаем, что среди этого внешнего безмолвия живут люди, которым во что бы то ни стало нужно сохранить Колокола, русскую деревню...

Светлана Потапова

Максим Владимиров

фото Владимира Богданова

"Новгородские ведомости" - 10 марта 2004 года - Провинциальный маршрут


 
Besucherzahler russian dating service
счетчик посещений

© 2008- Владимир Фролов

Hosted by uCoz